Одним из приоритетных направлений деятельности Росреестра является совершенствование процесса оказания государственных услуг в электронном виде, развитие инновационных технологий и внедрение цифровых инструментов в интересах граждан, бизнеса и профессионального сообщества.
В 2022 году в рамках программы «Национальная система пространственных данных» Росреестр продолжил разрабатывать новые электронные сервисы, призванные помочь россиянам решать вопросы, связанные с регистрацией недвижимости и земельных участков.
Основным способом решения поставленной задачи является увеличение количества по-настоящему востребованных электронных сервисов, учитывающих запросы всех участников рынка недвижимости, переход на оказание государственных услуг в электронном виде.
В рамках цифровой трансформации Росреестра процесс оказания государственных услуг развивается и совершенствуется, упрощается порядок подачи заявлений на получение государственных услуг Росреестра, сокращаются сроки рассмотрения таких заявлений, тем самым повышается доступность регистрационных процедур для граждан и юридических лиц.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее – Управление) рекомендует владельцам недвижимости активнее пользоваться электронными сервисами Росреестра и при подаче заявлений и документов для государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом. Явные преимущества формата электронного обслуживания для всех заявителей обосновывают его особую актуальность. Электронные сервисы официального сайта Росреестра https://rosreestr.ru (далее – Сайт) дают возможность сэкономить время, позволяя получать государственные услуги Росреестра без посещения офисов приема-выдачи документов. В числе преимуществ электронных сервисов Сайта стоит также отметить удобство их использования. Наличие подробного пошагового алгоритма электронных сервисов Сайта дает возможность без посторонней помощи самостоятельно заполнить бланки заявлений и подготовить пакет документов. Стоит отметить, что формат электронного обслуживания при получении государственных услуг Росреестра минимизирует личные контакты государственных служащих и заявителей. Снижение коррупционных рисков за счет исключения деятельности “незаконных” посредников является эффективным направлением деятельности, способствующим повышению качества оказываемых государственных услуг Росреестра. Ознакомиться с полным перечнем электронных услуг Росреестра можно на Сайте по ссылке: https://rosreestr.ru/site/eservices/.
В рамках работы, проводимой Росреестром для упрощения и повышения удобства сделок с недвижимостью, сокращения сроков оказания услуг, с 01.01.2023 все органы власти и органы местного самоуправления должны направлять заявления на совершение учетно-регистрационных действий в Росреестр только в электронном виде.
В интересах граждан и юридических лиц, органы власти, органы местного самоуправления в случаях, когда право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании актов этих органов или сделок с этими органами, самостоятельно направляют в Росреестр документы в электронном виде для регистрации и учета, заверяя их при этом электронной подписью в одностороннем порядке. При этом органы власти и органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
Переход Росреестра на взаимодействие с органами власти и органами местного самоуправления исключительно в электронном виде способствует сокращению сроков регистрации – важному показателю качества и доступности государственных услуг Росреестра. Сегодня электронные заявления рассматриваются Управлением в течение 24 часов при условии полного соответствия представленных документов требованиям действующего законодательства, что значительно меньше срока, установленного законом.
А с 01.01.2024 Росреестр полностью перейдет на электронную форму взаимодействия и с юридическими лицами, в том числе с застройщиками и кредитными учреждениями.